Сценарий развития

Для определения приоритетных направлений развития городского округа, с учетом реальных условий, а также результатов стратегического анализа, были разработаны следующие сценарии развития:

  • консервативный;
  • инновационный.
Консервативный сценарий развития

По консервативному сценарию развития значительных изменений в социально-экономическом развитии городского округа не предвидится. Консервативный сценарий основывается на сохранении динамики социально-экономического развития городского округа и на консервативных оценках прогнозного роста социально-экономических показателей развития по существующим статистическим трендам с учетом прогнозных расчетов по параметрам роста соответствующих отраслей на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

При таком сценарии развития сохранятся сложившиеся подходы к управлению хозяйством городского округа. В социальной и экономической сферах будут преобладать тенденции последовательного уменьшения инвестиционной активности и уровня благосостояния жителей.

Консервация темпов экономического роста приведет к уменьшению численности населения, снижению социальной активности и, как следствие, ухудшению качества окружающей среды в городском округе. Стабилизация экономического роста вызовет необходимость обеспечения минимальных обязательств органов местного самоуправления в условиях сокращения ресурсной финансовой базы.

В течение периода реализации Стратегии будут наблюдаться низкие темпы экономического роста, инновационной активности. Возможно, произойдет некоторое снижение конкурентных позиций городского округа.

Пространственно-территориальное развитие городского округа будет по-прежнему направлено на преобладание экстенсивного подхода.

Размещение производственных, общественно-деловых, жилых и иных объектов на территории муниципального образования будет, как и прежде происходить хаотично, в рамках точечной застройки, в отсутствии комплексной планировки территории и формирования новых общественных и инвестиционных площадок. Замедленные темпы изменения структуры использования земель приведут к увеличению плотности застройки, сокращению общественных пространств.

Минимальное развитие территории будет осуществляться в центральной части городского округа и близлежащих территориях, что непременно приведет к нарастанию проблем с качеством жизни населения, проживающего в периферийных районах.

Небольшой естественный прирост населения может наблюдаться только в среднесрочной перспективе, в дальнейшем, из-за старения населения, смертность будет превышать рождаемость. Рост населения не сможет быть обеспечен даже за счет активизации миграционной политики.

Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал в период 2018-2020 годы могут остаться без изменений или будут иметь незначительное увеличение за счет модернизации и расширения существующих производств. В последующие периоды темпы роста инвестиций значительно снизятся, в том числе в отсутствии крупных инвесторов.

Вместе с тем, негативное влияние на развитие городского округа при реализации консервативного сценария развития могут оказать тарифная политика на продукцию естественных монополий, невысокие темпы экономического роста и совокупного спроса на рынке, что в долгосрочном периоде вызовет замедление инфляционных процессов и снижение реальных денежных доходов населения.

Инновационный сценарий развития

Инновационный сценарий развития предполагает значительные изменения социально-экономического развития городского округа.

Инновационный сценарий основан на активной промышленной политике, специализации территории (инновационно-промышленной, агропромышленной, финансовой, сервисной и т.д.).

Предполагается интенсивное развитие высокотехнологичных видов экономической деятельности и комплексная модернизация основных фондов инновационно ориентированных предприятий. Одним из основных направлений развития станет формирование на территории городского округа мультимодального транспортно-логистического центра в центре Калининградской области.

Инновационное развитие городского округа основано на партнерстве гражданского общества, бизнеса и органов местного самоуправления, внедрении высоких технологий в промышленность, инфраструктуру городского округа.

Перспективным является создание сельскохозяйственных производителей, объединение которых осуществляется на основе кластеров, ориентированных на производство мясомолочной, плодоовощной продукции, хлебомакаронных изделий и др.

В долгосрочном периоде значительно повысятся темпы роста промышленного производства, преимущественно за счет привлечения комплексных инвестиций и создания условий для стабильно работающих предприятий.

Реализация инновационного сценария развития будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению эффективного использования интеллектуального потенциала, что существенно снизит отток населения, в том числе молодежи, из городского округа.

Произойдет улучшение основных параметров качества жизни населения за счет развития систем здравоохранения, образования, культуры, социальной политики, развития инфраструктуры города: гостиничных, спортивно-оздоровительных и культурно-развлекательных комплексов.

При существующем высоком уровне износа основных фондов коммунальных предприятий для их замены потребуются значительные финансовые вложения с долгосрочным их возмещением, при этом широкое использование получат механизмы муниципально-частного партнерства и концессионных соглашений, которые распространятся на сферы услуг и городского хозяйства, энергетическую (включая внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий) и коммуникационные сферы.

Деятельность органов местного самоуправления направлена на реализацию активной экономической, инновационной и социальной политики, а также проведение грамотной кадровой политики, в том числе создании условий и подготовки кадров для становления и развития современных подходов к организации муниципального управления.

Реализация инновационного сценария позволит сформировать благоприятный инвестиционный климат, определить основные направления в развитии городского округа, систематизировать и структурировать сферу развития инфраструктуры, исходя из потребностей, интересов и приоритетов развития муниципального образования.

Инновационный сценарий - это формирование нового качества жизни, определение ценностей, на основе активной позиции субъектов муниципального управления, бизнес-сообщества, ученых и местного сообщества по отношению к будущему городского округа.

Реализация Стратегии социально-экономического развития Гвардейского городского округа ориентирована на инновационный сценарий развития.

Инновационный сценарий развития будет реализован в два этапа:

  1. интеграционный этап - минимизация инфраструктурных и административных барьеров, накопление финансового, экономического и человеческого капитала:

    • развитие человеческого потенциала,
    • изменение облика и архитектуры городского округа,
    • создание бренда муниципального образования, формирование собственной информационной политики,
    • внедрение новых управленческих технологий, создание профессиональной системы муниципального управления,
    • модификация инфраструктуры муниципального образования.
  2. наращивание конкурентоспособности экономики муниципального образования, широкое внедрение новых подходов в муниципальном управлении:

    • комплексное использование потенциала и ресурсов муниципального образования,
    • создания достаточно крупных сельскохозяйственных производств,
    • формирование соответствующей городской среды с новыми ценностями жизни,
    • комплексное расширение территорий селитебной зоны городского округа.

МАТРИЦА ожиданий заинтересованных общественных групп

Основные заинтересованные общественные группы Консервативное развитие Инновационное развитие
Экономическое развитие
Население Сохраняется отток экономически активного (трудоспособного) населения, уровень старения населения. Численность населения имеет тенденцию к стабилизации, и постепенному росту за счет уменьшения оттока населения и увеличения трудовой миграции.
Общественные организации Общественное мнение сосредоточено на поиске недостатков в деятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление и общественное мнение становятся активными участниками развития округа, конструктивного обсуждения хода его развития.
Бизнес-сообщество Низкий уровень инвестиционной привлекательности, минимальные условия для развития бизнеса. Повышение инвестиционной привлекательности городского округа и максимальная поддержка предпринимательской инициативы.
Органы местного самоуправления Высокая зависимость от финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов. Относительно низкая зависимость от финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов.
Социальное развитие
Население Обеспечение государственных гарантий в сферах образования, здравоохранения, культуры и досуга. Обеспечения возможности получения расширенного перечня социальных услуг, в том числе с применением высоких технологий, а также обеспечение возможностей трудового и творческого развития личности.
Общественные организации Пассивность гражданского общества. Безразличие и (или) ярко выраженное неприятие к решениям, принимаемым органами местного самоуправления. Активное участие институтов гражданского общества в решении вопросов местного значения. Формирование инициативного общественного самоуправления.
Бизнес-сообщество Медленные темпы развития рынка социальных и досуговых услуг. Расширение перечня социальных и досуговых услуг, предоставляемых субъектами предпринимательства, внедрение социального предпринимательства, расширение возможностей взаимодействия в рамках социальных контрактов органов власти и бизнеса.
Органы местного самоуправления Ограниченные возможности развития современной социальной инфраструктуры, вследствие сильной финансовой зависимости от бюджетных инвестиций из бюджетов иных уровней. Создание современной инфраструктуры для обеспечения качественного предоставления социальных услуг.
Формирование комфортной городской среды
Население Медленное улучшение качества городской среды, в основном за счет реализации федеральных и областных программ. Рост тарифов без роста эффективности. Определение приоритетов формирования комфортной городской среды на основе мнения населения. Повышение качества городской среды за счет применения современных урбанистических подходов. Улучшение качества предоставления коммунальных услуг за счет применения новых прогрессивных технологий.
Общественные организации
Бизнес-сообщество Вовлечение бизнеса в основном в реконструкцию сетей коммунального хозяйства. Расширение возможностей для участия бизнеса в развитии городского хозяйства и повышении его эффективности.
Органы местного самоуправления Отсутствие системной модернизации и повышения эффективности городской среды. Деятельность направлена на устранение сбоев, неполадок. Реализации проектов по повышению комфортности проживания жителей, обновление систем коммунального хозяйства, внедрение систем энерго- и ресурсосбережения.